Российское образование в опасности?

По материалам газеты "Совершенно секретно" №04/263. 04/2011 (цитаты).

Одна из основополагающих идей в министерстве образования современной России, закладываемая еще с начала 2000-х, заключается в том, что детям не нужны излишки знаний, поскольку жить они будут в постиндустриальном обществе - обществе услуг. Эту идею еще в 2007 году внятно транслировал нынешний министр образования Андрей Фурсенко: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя".

Школа, согласно новой модели, должна быть профильной и ориентированной на потребности рынка. "Ключевое слово здесь - избыточность" - объясняет один из лидеров инновационного образования Александр Адамский: "Общеобразовательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три". Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение, например, курса литературы, - продолжает он. - Ничего, кроме отвращения, это не приносит".

"Социализм в школьном образовании закончился", - убеждал нас лет восемь назад гуру модернизации Анатолий Пинский. - "Школа должна зарабатывать".

В 2004 году г-н Кузьминов представляет на обсуждение Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) фундаментальный доклад о совершенствовании структуры образования в России (документ был одобрен и направлен Президенту России Владимиру Путину). В этом обращении три важнейших принципа образования - всеобщность, бесплатность и фундаментальность - подверглись полному пересмотру как нерентабельные.

В российское образование влились потоки внешних займов со стороны Всемирного банка (МБРР) с 1997 года.

Главная задача по словам идеолога реформы образования Ярослава Кузьминова (его жена - министр экономического развития Эльвира Набибулина):

  • "закрыть педагогические институты (на сегодняшний день закрыты около 40) и привлекать учителей из числа выпускников университетов";
  • "закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку" К 2013 году система профтехучилищ будет окончательно ликвидирована как тип учебных заведений;
  • ввести "подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика". Переход на новую схему финансирования неизбежно приведет к банкротству и закрытию ряда школ;
  • "не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП, если они до этого не будут серьезно реструктуризированы";
  • "передать ответственность за выбор учебных материалов самим школам".
  • Устранить "несправедливость и неэффективность экзаменационной системы" - заменить на ЕГЭ.

Роль высшей школы экономики, как и РОСРО, является определяющей в подготовке общества к разрушению нынешней системы образования: " ..от нас Всемирный банк требует, чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это, якобы, недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь. И, представьте себе, наше Министерство образования и науки идёт на поводу у этих советчиков" - Галина Андреевна Белая, филолог.

Александр Асмолов – академик РАО, директор Федерального института развития образования, борец за тотальное разрушение основ традиционной школы. Сегодня – также один из идеологов форсайт-проекта «Детство 2030».
Свои реформаторские идеи г-н Асмолов пытался провести в жизнь ещё будучи заместителем министра образования России Тихонова (1992–1998). Как писала в то время пресса, «ускоренное уничтожение высшей и средней школы в России с помощью «реформы Асмолова – Тихонова» не состоялось из-за массовых протестов студенчества».
Подлинную славу Александру Григорьевичу принесли внедренные им в России соросовские учебники по литературе, истории, культурологии – фантастически безграмотные (одна из рецензий публициста И. Смирнова на учебник по истории А.П. Богданова называлась «Битва русских с динозаврами» - журнал «Итоги», 1997 г.), но главное – внушающие школьникам, что вся наша история и культура – цепь неудач и позора.
Новый стандарт, по мнению г-на Асмолова – это «проект школы будущего», школы «выбора, вариативности». По силам ли только «вариативность» «быдл-классу» (оба термина введены в обиход Асмоловым)?

Еще одним теневым идеологом школьной политики является Александр Адамский. Он контролирует всю экспериментальную деятельность в области российского образования, в значительной мере влияя на пути его развития.
Реформаторский посыл Александра Изотовича, скажем так, предельно радикален. Сегодняшних родителей он называет «поколением неудачников», «поколением нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других», «судить своих детей и… давать им уроки добра и справедливости». Традиционная система образования для г-на Адамского – лишь «муштра», «показуха» и «огромная куча мусора».
Достоинство нового образовательного стандарта, по словам Александра Изотовича, состоит в «идеологии индивидуального образования, идеологии выбора».

Погашение и обслуживание займов у МБРР осуществлялось за счет федерального бюджета.

Итоги модернизации образования:
- По данным швейцарского центра Medelle коммерциализация уже превратила российское высшее образование в одно из самых дорогих в мире. При этом её былые позиции в рейтингах лучших мировых вузов стремительно падают.
- По данным ЮНЕСКО за период реформ Россия, занимавшая 3-е место в мире
по интеллектуальному потенциалу молодёжи, переместилась на 40-е.
- 18 тысяч российских школ нуждаются в капремонте; более тысячи школ
находятся в аварийном состоянии.
- Более 65% школ России находятся в сельской местности. Принятый в 2001 году закон «О реструктуризации малокомплектных школ» уже уничтожил более 14 тыс. сельских школ. Ежегодно их закрывается более 700, что ведёт к умиранию сёл. В одном Алтайском крае к закрытию намечено около 500 школ при общем количестве около 2000.